Мы живем в стремительно меняющемся мире, который специалисты описывают аббревиатурой VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность).
VUCA — это ситуация, лишенная какой-либо определенности, в которой невозможно строить долгосрочные стратегии профессионального развития и карьерных перспектив.
К чему стоит готовиться сотрудникам
Исследование «Навыки будущего для 2020-х» проведенное по методологии Rapid Foresight, помогло выявить тенденции, которые в текущем десятилетии будут актуальны для всех:
● удаленная работа станет такой же нормой, как офисная;
● усилятся правила гигиены на рабочих местах;
● работодатели продолжат оптимизацию расходов, вследствие чего количество рабочих мест сократится;
● государства будут стремиться к национальной обеспеченности и развитию внутренних цепочек поставок;
● на производствах будут использоваться экологически безопасные материалы, кроме того будет развиваться персонализация — изготовление небольших партий изделий под заказ;
● в промышленности будут активно задействованы аналитика больших данных, блокчейн-технологии и машинное обучение;
● активное развитие получат проекты в сфере виртуальной, дополненной и смешанной реальности;
● наличные деньги полностью заменит цифровая валюта;
● цифровой надзор за сотрудниками станет повсеместным;
● вырастет количество возрастным сотрудников;
● данные будут храниться внутри страны;
● угроза кибербезопасности будет расти.
Немаловажным фактором выступает и то, что многие функции человека уже выполняют компьютеры, роботы, нейросети. События последних лет тоже не могли не повлиять на рынок труда и общество. В результате те навыки, которые были востребованы еще недавно, устарели и перестанут быть актуальны в ближайшем будущем.
Можно привести в пример навык аналитической работы: современные программы способны обрабатывать большие объемы данных в разы быстрее человека, более четко сопоставлять различные факторы и выдавать более точные прогнозы развития той или иной ситуации. К тому же исключено влияние человеческого фактора.
Какие компетенции необходимо иметь, чтобы оставаться востребованным
В XX веке и раньше было можно выбрать дело с определенным набором навыков раз и на всю жизнь, развиваясь только для получения финансового и социального вознаграждения. Сегодня человеку необходимо постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям, находить и развивать новые компетенции взамен потерявших актуальность.
Я выделила 5 ключевых «мягких» навыков (soft skills), необходимых современному специалисту практически в любой сфере:
1. Системное мышление.
2. Лидерство.
3. Эмоциональный интеллект.
4. Эффективная коммуникация.
5. Креативность.
Системное мышление
Каждый день на нас сваливается огромный поток информации. Нас агрессивно атакует реклама, которая размещена буквально на каждом свободном клочке пространства, у каждого из нас несколько мессенджеров, странички в социальных сетях, подписки на новостные каналы и паблики. Большая часть из этой информации для нас совершенно бесполезна, это белый шум, который никак не помогает развиваться и жить.
Соответственно, чтобы эффективно решать, как рабочие, так и жизненные задачи, нам необходимо из этого огромного информационного потока выбрать нужные сведения, выделить главное и второстепенное, правильно установить причинно-следственные связи.
Системное мышление — это не только способность проводить параллели между ситуациями и факторами и делать выводы. Я также включаю сюда критическое мышление, которое помогает нам отличить правдивую информацию от ложной и полезную от вредной. Внутренняя система координат позволяет опираться на нее в ситуациях, когда имеет место внешнее влияние и манипуляции.
Системное мышление необходимо, чтобы выстроить наиболее простой и эффективный путь решения задачи.
Лидерство
Когда речь заходит об этой компетенции, возникает логичный вопрос: зачем нужно лидерство, если я не занимаю руководящую должность? Для меня лидерство — это, с одной стороны, про принятие ответственности и, с другой стороны, про включение других людей в свою какую-то идею и деятельность. При этом, не обязательно быть руководителем, достаточно иметь круг единомышленников, для которых вы служите вдохновителем, побуждаете их действовать.
Качественное развитие этого навыка помогает решать рабочие и жизненные задачи, реализовывать идеи быстрее и эффективнее за счет делегирования и согласия сотрудников с вашей точкой зрения. Возникает синергия, когда 1+1 равняется не двум, а 3 или 5 и до бесконечности.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это когда мы не просто понимаем и осознаем свои эмоции и эмоции других людей, но и можем управлять своим и их состоянием.
Понимание, что стоит за эмоциями собеседника, помогает нам общаться с другими людьми, понимать их истинные посылы и мотивы и благодаря этому вместе быстрее достигать поставленной цели.
Эффективная коммуникация
Четвертая из важнейших, на мой взгляд, компетенций будущего. Люди — это социальные существа и не могут развиваться вне взаимодействия с себе подобными. Ключевое слово в этой компетенции — эффективная. Поскольку именно такая коммуникация позволяет нам справляться с задачами в любой сфере с максимальным КПД.
Эффективная коммуникация включает:
● умение знакомиться с новыми людьми,
● устанавливать долгосрочные связи,
● поддерживать их,
● умение разрешать конфликты,
● умение управлять конфликтогенными ситуациями,
● построение рабочих, личных и дружеских отношений.
Благодаря этому навыку, проще наладить взаимодействие в команде, а ценность этого умения, по прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие будет выше, чем индивидуализм.
Креативность
Развитие этого навыка необходимо, чтобы действовать нешаблонно, принимать нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи. В современном мире решение многих задач требует нетривиального подхода и от того, насколько он будет творческим, зависит эффективность решения.
Сложность в том, что нашему мозгу проще идти выученным однажды путем вместо того, чтобы подключать творческое начало. Поэтому необходимо тренировать свое мышление на выбор новых способов решения даже типовых задач.
Уникальность и творческий подход будут ключевыми ценностями для компаний и сотрудников, а умение создавать персонализированный продукт в ближайшее время будет актуально для всех отраслей экономики.